Что делать, если ребенок постоянно находится в движении
(кажется, что к нему «подключен моторчик»)? Что делать, если ребенок не может
спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть
на занятиях? Надо ли ругать (а может, пороть?) такого гиперактивного ребенка?
Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное — что кроется за его
неугомонностью: вариант нормы или патология (и нуждается ли малыш во втором
случае в помощи специалистов)? С такими вопросами родители часто обращаются к
врачам и психологам. Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом
году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным
раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям
мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем,
нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут
немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать,
ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны,
не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство
родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность
(двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают
небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться
фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они
позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.). Трехлетний возраст
является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно
развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний
кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и
строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность,
свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад,
родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому
когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость,
расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить
предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной
неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются
неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с
новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и
психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом
систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в
старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст
является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные
нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей,
страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило,
запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной
самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями,
страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей
с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с
трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой
возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что
усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом
недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия
своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к
антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у
таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит
импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Диагностика СДВГ
Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные
нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к
врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ
скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в
специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии.
Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование,
длящееся 2-3 часа. Условно можно выделить три этапа диагностики этого
заболевания. Первый - субъективный - включает субъективную оценку поведения
ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных
Американской психиатрической ассоциацией (см. приложение). Кроме того, врач
подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов,
о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный
семейный анамнез Второй этап - объективный, или психологический. По количеству
ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени,
которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует
помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с
пяти-шестилетнего возраста. На третьем этапе проводят
электроэнцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся
на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие
изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка.
Существуют и более современныеисследования с использованием
магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны.
По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как
медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте
ребенок должен наблюдаться как у невролога, так и у психолога, ощущать
поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения.
Радует то, что часть гиперактивных детей
"перерастают" свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте
исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СДВГ переходят и в
подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой
патологии).
|