Пятница, 19 Апреля 2024, 18:52
Детский невролог в Уфе
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Видео-ЭЭГ мониторинг [2]
Общие вопросы [8]
Мои статьи [2]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Общие вопросы

Задержка речевого развития у детей

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Развитие речи  у детей происходит по разному  и в разные сроки. Это индивидуальный процесс , который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть  патология течения беременности и родов , действие генетических факторов , поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

Возраст до 1 года – период доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью.  Начиная  с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – ( начальное гуление).  К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки – лепет.  В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращенной речи, реагируют на свое имя, воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них действием ( «открой рот», «дай ручку», «поцелуй маму» и т.д.). Для детей 9-10 мес. характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более.  Ребенок 11-12 мес. говорит слоги, слова «мама» «папа», «биби». К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», и др. К двум годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает 250-300 слов.  Словарный запас  детей быстро увеличивается, доститгая к трем годам 800-1000 слов. К четырем годам словарный запас увеличивается примерно до 2000 слов.

 Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.

Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости от ведущих нарушений существуют различные варианты речевых нарушений:

  1. Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  2. При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  3. При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  4. Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  5. Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  6. Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  7. В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  8. Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения  в отдельной статье.
  9. Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. 

Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка.

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия)

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты. Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

Следует отметить, что речевые нарушения иногда становятся признаками более серьезных заболеваний как, детская эпилептическая энцефалопатия ( синдром Леннокса – Гасто), приобретенная эпилептическая афазия – синдром Ландау – Клеффнера. Речевые нарушения при синдроме Ландау – Клеффнера развиваются катастрофически быстро, за несколько дней: ребенок перестает адекватно реагировать на обращенную речь (проявление сенсорной афазии), появляются выраженные нарушения поведения: эмоциональная лабильность, возбудимость, гиперактивность. В дальнейшем возникают говорить простыми фразами, затем употребляют отдельные слова и перестают говорить вообще.  В этих случаях ребенка нужно обязательно провести ЭЭГ исследование и проконсультироваться у детского невролога.

Категория: Общие вопросы | Добавил: ulrih (15 Сентября 2011)
Просмотров: 6635 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz